Перехід до загального списку статей
Перехід до статей інших авторів       

Український проект реформ пропонує ознайомитись з особистими розробками
на тему реформ в Україні інших авторів, які розміщено на сторінках нашого сайту:

Концепция налоговых трансформаций в Украине. Концепт М 4.0
Авторы Концепции: Общественная организация "Бизнес-Союз Запорожья"

    1.1. Миссия трансформации:
   
    Содздание ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА для устойчивого развития демократии, а именно:
   
    * обеспечить создание 40-50% ВВП средним бизнесом за 2-4 года
    * обеспечить наличие высоко конкурентной среды
    * монетарно стимулировать исключительно созидательный труд
    * максимально упростить процесс обмена результатами труда

     1.2.  Базовые ценности:
     1.2.1. Устойчивое развитие Украины может обеспечиваться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутренним потенциалом народа и эффективным использованием ресурсов.  Ключевая задача - это  инициация  предпринимательства, создание среднего класса. (Евроинтеграция - является не целью, а инструментом).
    1.2.2.  Целостность Украины должна базироваться на экономической привлекательности украинского гражданства, украинского права, экономических условий для бизнеса и труда, уровня развития территорий. (Основное оружие в войне за независимость страны).
    1.2.3. Управление экономикой осуществлять 2-мя базовыми инструментами:
А)  внедрение справедливых экономических правил
Б)  внедрение нацпроектов в приоритетных направлениях развития для инициации развития рынокв

       2. Стратегия трансформации:
2.1.    НДС = ДНО.
2.1. Замена НДС на  дифференцированный налог с оборота (ДНО).

Причина1.
НДС - налог стимулирующий экспорт, а он (экспорт)  в Украине ресурсный и поэтому не нуждается в стимулировании (1),
высокая экспортозависимость - высокие глобальные риски (2).
Альтернатива = развитие внутреннего рынка, как приоритетная долгосрочная задача.

Причина 2.
Нам нужен простой с тчк зрения администрирования налог, который легко считается, легко платится, легко контролируется. Никакие безусловные преимущества НДС с тчк зрения  его теоретической сущности не могут сравниться с огромным числом негативных факторов - абсолютно нивелирующих позитив от  обложения налогом именно добавленной стоимости, а именно:
"    сложный и трудоемкий процесс администрирования.
"    возможность изменять базу налога за счет "серых" схем. Не питать иллюзий о возможности их предотвращения. Можно получить лишь усложнение процессов "оптимизации" и расслоение бизнеса по степени доступности инструментов "оптимизации".
"    не равные возможности налогоизбежания у среднего и крупного бизнеса
не возможность контроля сумму налога, внешними независимыми контролерами. При системе внутренних расчетов налогов (НДС, Прибыль)  -  наличие оптимизационных механизмов - имеет самораскручивающийся потенциал, т.к. не вовлеченные в сиситемы оптимизации проигрывают конкуренцию, а при ДНО - самозатухающий, т.к. те кто не используют оптимизационные механизмы - становятся общественными контролерами.
"    источник коррупционных процессов при налогообложении

В качестве нашего решения предлагаем замену НДС и налога на прибыль на ДНО (дифференцированным налогом с оборота).

Сущностная разница системы взимания:
"    НДС+Прибыль  предполагали расчет добавленной стоимости в каждом периоде, каждым субъектом
"    ДНО предполагает статистически обоснованную ставку с оборота включающую предварительный усредненный в сегменте каждого КВЕДА (групп КВЕДов) расчет нормы добавленной стоимости и опреление разумного среднего по сегменту (нише, рынку идеинтичных товаров, услуг) уровня изъятия.
"    При этом СПД, осуществляющий деятельность эффективней конкурентов получает преимущества в виде меньшей доли добавленной стоимости, изымаемой в бюджет.
"    исчезает заинтересованность в завышении затратной части. Исчезает почва для коррупции.
"    процесс администрирования и расчета неимоверно сокращен.
"    все СПД оказываются в равных условиях с точки зрения способности оптимизировать налог.
"    В обществе формируется установка на неотвратимость уплаты налогов и экономические агенты становятся заинтересованы в исполнении каждым закона. В таких условиях единственный способ уклонения - сокрытие объемов приведет к контролю со стороны конкурентов (еще до госорганов) и любой СПД в условиях конкуренции легко может проконтролировать исполнение конкурентом закона ввиду простоты способов контроля (сравните мысленно с НДС+ Прибыль).

Дифференцированный налог с оборота (ДНО) предложен в таблице.
Таблица построена так:
"    дифференциация налога с оборота по видам деятельности
"    коэффициент занятости изменяет  ставку в зависимости от числа работников.
"    коэффициент физического размера бизнеса (кв.м., га, суммарно) изменяет ставку в зависимости от физического размера бизнеса
"    коэффициент экологичности изменяет ставку в зависимости от количества выбросов загрязняющих веществ.
"    коэффициент конкурентности - изменяет ставку для СПД, имеющих монопольный статус в терминах антимонопольного законодательства.

Способы инсталляции в НКУ:
Вариант1. Оставляем "упрощенку" для групп №1 (базар) и 2 (продажи только физикам).
Для Группы 2 - обязательно РРО и объем снижается до 300000 грн в год (сейчас 1 млн грн).
Группы 3 и 4 трансформируются в группу №3, по нижеприведенной таблице. При этом текст НКУ относительно НДС, Налога на прибыль - считаются не написанными, а субъекты относятся к группе №3. Нормы Группы 3 подлежат новации согласно здесь приведенному.

Вариант 2. С целью гармонизации с директивами ЕС:
* оставляем НДС и НП в состоянии "как есть",
* водим понятие налоговая нагрузка в разделы "Термины",
* устанавливаем новацию - разделение СПД - плательщиков этих налогов по группам риска, т.о. чтобы установленная для групп КВЭДов величина налоговой нагрузки была критерием рисковости, что тождественно ДНО.
*  для безрисковых предприятий (уплативших ДНО) устанвливаем возможность проверки правильности исчисления налоговых обязательств по НДС и НП  не чаще 1 раза в течении 5 лет, при этом сохранив  норму о 1095 днях для начислений санкций (3 года). Таким образом, фактически нивелировав нормы о НДС и НП в НКУ, но сохранив их для соблюдения Евродеректив.
3. НДФЛ.
    3.1. НДФЛ - реконструируется в налог на доходы и расходы физлиц (НДРФЛ)
    За основу берется действующая редакция. Существующий 17% налог делим на 2 части 12+5. 12 % взимается стандартно при получении доходов, 5%  в момент совершения расходов определенного перечня (роскошь и подобные):
    обкладываем налогом   расходы на приобретение:
    * транспорта (2…5%),
    * недвижимости (остается %% и структура в  старой редакции, но не в момент продажи, а в момент приобретения),
    * прочие регистрируемые государством "существенные" активы (1%-5%) 
    * предметов роскоши (на суммы выше 5 000 долларов\шт): драгоценностей, драг металлов, антиквариата, одежды, аксесуаров и т.п. по перчню кабмина.
    Механизм - требование к операторам таких рынков -
    * идентифицировать покупателя (в порядке закона о финмониторинге),
    * вести реестр сделок в эл-м виде на гос сервере в режиме - on-line, право на обращение за защитой прав у покупателя - только при наличии квитанции о такой регистрации в реестре сделок "с роскошью".
    Оплата налога  - в момент приобретения.
    В случае различий между поданными декларациями прошлого года  и фактом приобретения по итогу налогового периода - проверка источников доходов физ лиц.
    Физ лицо - не папка документов (компания) , дисциплина платежей - выше на порядок, в следствии  персонализации ответственности.
   
    3.2. Декларирование.
    Вводим полное декларирование (Доходы, остатки денег на счетах, имущества, расходы года (по чекам с РРО, ПОС-терминалов  и накладным).
    Ставка налога  для прочих доходов = 12% 
    Налог на дивиденды и зарплату = 5 % от выплаты.
   
    3.3. ЕСВ
    Пенсионный фонд+соцстрах и т.п. =  15% от выплаты зарплат, в момент выплаты.
(Для дискуссии: Суммарные месячные поступления в ПФ делятся на весь списочный состав пенсионеров поровну.
Таким образом пенсионеры в доле у бизнеса = совпадение интересов в развитии страны. Но здесь мы говорим только о гос пенсии (доп пенсии - ниже).

Таким образом суммарная нагрузка при выплате зарплаты 5+15= 20% от суммы выплаты (против >50% сейчас). % снижен более, чем в 2 раза, но за счет прозрачности и выхода зарплат из тени объемы поступлений в бюджет вырастут в 2…5 раз. Оценка тени = суммы полученные госплощадками 150 млрд + 70% от выручек ритейла за 2012 год (400 млрд) = 550-600 млрд. ЕСВ = 120 млрд на старой базе.


4. Бюджетная реконструкция.

2.    Распределение налогов по бюджетам.
    Для целей эффективного самоуправления создается новый - низший уровень самоуправления: кластер. По численности и территории он приравнивается  к избирательному участку ( в среднем 2000 человек). Организационно используем структуры и списки избирательных участков.
    Управление кластером осуществляется выбираемым в количестве 3-7 человек Советом Кластера.
    Распределение всех налогов в стране осуществляется следующим образом:
Кластер 10% в 2014, затем по 10% в год рост до 50% (до 2019)
Местный бюджет 15%
Государственный бюджет 65%-35% (за счет перераспределения в кластеры) до 35% (2019)
    Местные Советы могут установить трансферты между кластерами в случае существенной разбалансированности их размеров ( в случае когда большие компании зарегистрированы в одном кластере, а их работники населяют много других - возникает ситуация необходимости корректировки доходов кластеров в пользу других кластеров.  Эту функцию решают местные советы. Но при этом перевод средств на другие уровни ( в местный и гос бюджет) запрещены.
    Кластеры вправе расходовать средства своих бюджетов в т.ч. и на осуществление локальной соц поддержки силами громады, напрмер: доплаты к пенсиям, помощь на лечении и т.д. Уменьшение числа участников кластера делает управление этим уровнем бюджета - "хозяйсвенной деятельностью соседей". Советы кластеров в течении 6 месяцев и далее постоянно проходят серии тренинговой подготовки по управлению, тестирования на проф пригодность по критериям КМУ (подобно тестам для выпускников школ).
    Мэры городов - менеджеры по диспечеризации действий кластеров, имеющие меньшие относительно кластеров бюджеты и отвечающие за стратегии территориального развития, и  фондрейзинг средств низших (кластерных бюджетов) для целей городских проектов.
    Предусмотреть систему он-лайн информирования громады о доходах и расходах бюджетов всех уровней с раскрытием всей информации по всем закупкам: цена, к-во, сумма, контрагент и информация о нем.
    Ожидания:
    * наглядной  конкуренции кластеров между  собой  за эффективных плательщиков, т.е. создание эргономичных условий проживания, миграция между кластерами, оживление рынка недвижимости
    *  привлечению бизнеса в условиях гармонизации интересов бизнес-территория (сейчас локальная громада прямо не заинтересована в бизнесе на своей территории,  в  новых поселенцах).
    * контролю городских проектов (районных в селськой местности) со стороны Советов кластеров.
    * средний бизнес - платя налоги, известная часть которых является доходом кластера-громады может непосредственно видеть расходование его налоговых платежей и влиять на них через свою активность.

P.S.
"    Цифровые значения могут быть откорректирвоны  в ходе обсуждения, получения доступа к стат данным  по сбору налогов за 3 последних года.
"    При одобрении данной  концепции, инициативная группа экспертов ОО "Бизнес-Союз Запорожья" готова в течении 300 часов подготовить на общественной основе проекты необходимых Законов.



Передісторією розміщеної вище Концепції податкової реформи став лист від Юлії Бабенко, Запоріжжя, який ми отримали і наводим повністю, оскільки з ним неможливо не погодитись:

    В минуты отчаяния на тему "и это налоговые реформы для страны которая получила беспрецендентный шанс становления национального достоинства??????" было приятно прочитать Ваши комментарии к "гордости" РПР названные последними налоговыми РЕФОРМАМИ.
    Мы-а это предприниматели Запорожья,имеющие провинциальное экономическое образование,опыт практической работы в условиях страны по Януковическому, ощущая физически дух майдана  думали что одним из первых решений нового президента конечно же станет ряд налоговых изменений-кардинальных,резких,рисковых (отмена ндс,нп,корректирование  есн).Это же так очевидно,понятно,необходимо,затребовано,спасительно для экономического развития Страны а следовательного и её существования как таковой! Зря ждали. Подумали-не доходят руки. Создали общественную организацию предпринимателей Запорожья,провели обсуждения,написали концепт налоговых трансформаций. Все ещё думая что это очевидно для менеджеров даже среднего звена не то что "гуру" финансов в Киеве. Поехали в Киев.удалось поговорить с таковыми в Киеве (таковыми судя по местам дислокации и визиткам). Не были услышаны, а может и поняты. Знали что работают спецы в РПР, передали свои предложения, надеялись уже на ЧАСТИЧНОЕ понимание чаяний среднего бизнеса. Дождались их презентаций-ндс,нп. Да штукатуренные,да попытка найти стимулы считать честно,да попытка прозрачного  администрированию,да просчёт увеличения бюджетных поступлений. Но это непонимание базовой математики,непонимание что условия неравенства всех субъектов украинского хозяйствования даёт сам НДС,каким бы он не был в теории.
    Хотелось бы узнать у Вас,какие шаги предпринимали Вы по продвижению своего видения налоговых изменений, какие можно предпринимать на уровне инициаторов изменений в нашей стране (как понимаем это только власть приобретшие),предлагаем объединить усилия,формировать своими действиями социальную потребность запроса действенных налоговых трансформаций.


Коментар "Українського проекту реформ"

Відповідь на питання, яке Ви задаєте в останньому абзаці свого листа, знаходиться в другому абзаці Вашого ж листа. Вихід з цієї ситуації вбачається тільки один: якомога ширше інформування максимальної кількості людей, які щиро хочуть справжніх перетворень в Україні, втч. з використанням соціальних мереж і Інтернету. В нас немає жодних ілюзій щодо влади в Україні. Не можуть люди, які награбували мільярдні статки на відкатах ПДВ і мізерних зарплатах ініціювати скасування ПДВ і ЄСВ. Вже сам факт створення маріонеткових нібито "громадських організацій", як ілюзії громадської ініціативи, говорить про те, що їхні дії системно організовані. Немає жодних сумнівів, що їхніми джерелами фінансування є або різного роду фірташі, або закордонні "благодійники", а ціль в жодному разі не допустити реальної податкової реформи, оскільки це неминуче приведе до бездефіцитності  бюджет, а отже і незалежності чиновників від олігархічних кланів, а далі постане питання необхідності МВФ, оскільки це може спричинити ланцюгову реакцію подібних реформ по всьому світу, а це вже "крах" їхньої світової фінансової системи.
Інші аспекти цього питання також відображені у відповідях іншим нашим дописувачам на сторінці "Обговорення".

Дозволимо собі висловити думку щодо окремих положень розміщеної вище Концепції:
- беззаперечно можна підтримати авторів Концепції в необхідності заміни ПДВ і податку з прибутку на податок з обігу. Форми стягнення цього податку, це вже тактика, яку можна обговорювати.
- те що ПДВ стимулює експорт це тільки ілюзія, оскільки він стимулює тільки шахрайські експортні схеми, які дозволяють зводити податкові зобов'язання олігархічних корпорацій не просто до нуля, а до плюса на свою користь через відкати ПДВ.
- ми не зовсім згодні з надмірною диференційованістю податку з обігу запропонованою авторами, що неминуче спровокує бізнес до мінімізації ставки через створення фіктивних видів діяльності, поряд з основними, диверсифікація видів діяльності серед яких проблемно буде визначити долю кожного КВЕДУ, фіктивна зайнятість, надто значна суб'єктивність при визначені рівня забруднення і монопольного статусу (відновлення корупції в екологічних інспекціях і антимонопольному комітеті). Чи не простіше диференціювати податок за наступною ознакою, яку приховати не можливо:  від безготівкових надходжень - 5%; від готівкових надходжень - 8%; від бартерних розрахунків - 12%; Тобто, виробничі підприємства в яких оборот, як правило безготівковий, будуть сплачувати 5%, а різного роду торгові посередники в яких значну частину складає готівка - 8%. З іншої сторони це буде стимулювати бізнес-структури до збільшення безготівкових оборотів, що для економіки є позитивним моментом.
- зовсім не зрозуміло для чого зберігати безглузді обмеження, щодо розрахунків тільки з фіз.особами і верхні ліміти обсягів розрахунків при спрощеній схемі, якщо є РРО, а отже і прозора сума виручки з якої сплачується податок.
- зовсім не зрозуміло бажання пристосуватись до Податкового кодексу і директив ЄС. Існуючий Податковий кодекс не підлягає коригуванню, а тільки негайному скасуванню, а директиви ЄС передбачають перехідний 5 річний період, на який треба позбутись ПДВ і використати цей час сповна таким чином, щоб через 5 років в ЄС зрозуміли скільки вони втратили підтримуючи цей маразматичний податок. І зрозуміло, що ні про яке повернення до нього не може бути й мови.
- з нашої точки зору буде не правильно штучно розділяти оподаткування фіз.осіб на три податки: податок з доходів, податок з витрат, ЄСВ. Це  тільки буде викликати роздратування людей. Податок з витрат це той же акцизний збір, який може просто збільшувати розмір податку з обороту, відіграючи роль податку на багатство. Незрозумілим є збереження ЄСВ. Як можна встановлювати податок на людину (підприємця), який платить зарплату іншим людям. Про яке стимулювання занятості при цьому може йти мова? Чи не доцільніше звести ці податки в один ПДФО в розмірі 20-25%, який буде стягуватись в момент виплати зарплати і використовуватись для виплати пенсій.

На завершення не можемо не відмітити фундаментальності і змістовності запропонованої Концепції. З нею можна погоджуватись чи ні, але вже сама поява такої Концепції вселяє впевненість, що людей, які чітко усвідомлюють причини сьогоднішньої ситуації в економіці і шляхи виходу з кризи стає все більше.


© 2014 "Український проект реформ". Передрук матеріалів тільки за наявності гіперпосилання на ukraine.org.ua
Наші контакти:   E-mail: ukraine.org.ua@ukr.net    Twitter: twitter.com     Facebook: facebook.com/ukraine.org.ua

   Швидкий перехід:    Головна     Корисне     Обговорення     Про проект     Гроші     Податки     Фінанси     Держава     Історія    Сьогодення
  site language